501 стройка Сталинского Гулага , лагерь "Щучий"

лагерь
Обновлено:

Доброго времени суток, дорогой читатель!

На этой страничке я предлагаю пройти своеобразный путь из прошлого в настоящее... Посмотреть, как жилось северным первостроителям в Сталинское время, и попробовать прочувствовать ту жизнь, которой жили они...

Уж очень хочется рассказать вам о знаменитой Гулаговской 501 стройке и о 93 - м лагерном пункте, с кусучим названием “Щучий”!

Готовы? Тогда, поехали!

Гулаг

Послевоенное время, как вы знаете, было трудным. Нужно было поднимать страну из руин и развалин. У руля тогда стоял сам И. В. Сталин!, не щадящий ни “чужих”, ни “своих”, и планы у руководства страны были грандиозные...

В один из таких планов входила новая широтная стратегическая магистраль, проложить которую планировалось вдоль всего Крайнего Севера, вплоть до Магадана в виде железного полотна, то есть железной дороги.

И вот, Министерством Внутренних Дел СССР, во главенстве Л.П. Берии, в Арктике приказано было построить такую дорогу. Причем, в кратчайшие сроки...

11 августа 1947 года вышел приказ, указывающий на то, что заработает 501 стройка, которая будет финансироваться без проектов, без смет, и без проектного задания. Так, было образовано Главное Управление Лагерями железнодорожного строительства, известного как Гулаг.

Лагеря

Почти в километре друг от друга, в непроходимой тундре стали появляться Сталинские лагеря, куда попадал разный контингент.

В основном, это осужденные по разным статьям уголовники: убийцы, насильники, грабители, замеченные в мелком воровстве в колхозе или на заводе...

“Политические”, имеющие 58 - ю статью, в свою очередь, разделенную на 14 подпунктов: за измену Родине, за неудачно рассказанный анекдот, расклеивание листовок, за партизанство в лесах с оружием в руках...

Ну, и совсем небольшой процент вольнонаемных...

В то время, когда тундра казалась непреодолимой, она все таки была покорена людьми!

Заключенным в любую непогоду приходилось осушать болота, валить деревья, строить мосты... При этом, все приходилось делать практически вручную!

Техника из трех бульдозеров и 25 экскаваторов на 501 стройке Надым - Салехард хоть и была, но львиная доля объемов легла все же на плечи заключенных!

Летом их доставал гнус, от которого никаких средств защиты не выдавалось, а зимой приходилось терпеть сильнейшие морозы, отмораживая конечности, но, люди не сдавались и не жаловались. Они верили и надеялись, что за ударный труд их срок может стать короче.

Я за мир во всем мире! И, да простят меня братья - украинцы, но есть такое поверье, байка или даже одно из предположений, что именно с этой, 501- й стройки вышло слово “Вертухай”...

Большинство надзирателей, стоящих на вышках, были выходцами с Украины. Когда заключенные выходили на прогулку, построение или работу, им нельзя было общаться между собой. И нарушители, находившиеся под строгим присмотром надзирателей иногда слышали с вышки в свой адрес “ Не вертухайся!”

Иногда, все же встречались попытки бегства. И они заканчивались, как правило расстрелом. Если кому и удавалось бежать, то недалеко, в близлежащую деревушку, но и там его настигала жестокая участь. Бедолага попадал в руки местных аборигенов.

Местным северным жителям обещалась награда за сбежавшего, и они это знали. При случае, пользовались моментом, убивали заключенного, и приносили на пункт части его тела в доказательство...

Лагерь "Щучий"

Одним из лагерей специального назначения Главного Управления был лагерь “Щучий”, или 93 - й лагерный пункт, специально предназначенный для строительства дороги Великого Северного Пути.

Это был относительно небольшой, обустроенный лагерь за колючей проволокой, с несколькими деревянными постройками и вышками. Заключенные и охрана находились примерно в одинаковых условиях. Последние, правда, имели чуть больше привилегий...

В лагере неплохо кормили, даже лучше, чем в других Гулаговских лагерях. Без изысков, но до сыта.... так как ценность строительства была велика, и требовала огромных усилий от рабочих...

Много времени прошло с тех пор, но 93 - й лагерный пункт еще стоит. Правда, в очень плачевном состоянии! Время его не пожалело, но кое что еще уцелело, и сегодня еще есть возможность прикоснуться к уже истории...

Чтобы попасть в лагерь “Щучий” и увидеть все собственными глазами, можно выехать из Надыма на машине в сторону Салехарда. Поездка по ровному полотну Салехардской дороги обойдется примерно в час...

По ходу следования будут видны остатки старых мостов, отсыпка, ну и, тянущаяся вдоль автотрассы, дорога в никуда...

Узкоколейная, мертвая, сталинская, дорога - призрак, все эти определения принадлежат одной и той же железной дороге, ставшей объектом культурного наследия, но в 90 - х годах оказавшейся без присмотра и охраны...

Если шпалы от узко каллейки еще и можно кое где встретить, то рельсы просто разворовали, и вывезли. Они очень высокого качества, ценная Демидовская сталь из царской России! Такой металл до сих пор в цене!...

Лагерный пункт № 93

Вот, мы и на месте. А кругом - тишина! Так и хочется продолжить словами известного киногероя: “И только мертвые с косами стоят!” Кажется, что весь лес пропитан энергией того жуткого времени, когда осужденные потом и кровью прокладывали нам путь в светлое будущее...

Болотистая местность... и, кроме как только по деревянным мосткам, выложенным в три шпалы, на объект не попасть...

На условном “входе” стоит “паспорт объекта” со старыми фотографиями лагеря, и надписью:

"Лагерный пункт № 93 являлся рабочим городком для сооружения одного из участков строившейся в период с 1947 по 1957 годы железной дороги от Полярного Урала до реки Енисей. Общая протяженность железной дороги должна была составить 1480 км. В лагерном пункте № 93 содержалось 300 заключенных строителей. Их трудом был создан разъезд "Щучий". На территории лагерного пункта по инициативе заключенных и их руками была посажена аллея елей."

Не страшно? Пойдем, посмотрим на уцелевшие постройки? Я буду в качестве гида, а вы попробуйте представить...

В свое время, колючей проволокой лагерь опоясывался по всему периметру. А мы проходим по деревянной дорожке мимо остатков проволочных ограждений...

Подходим к одному из заброшенных заваленных бараков… Судя по тому, что предстает перед взором, это скорее всего - кухня, с узкими проходами и маленькими окошками для раздачи пищи, разваленной печью, со стоящими на ней большими казанами. И… много сигарет, конфет, иконок, денег… Это уже современные посетители оставляют дань памяти заключенным.

Идем дальше...

Во втором бараке - мазанке можно определить прихожую, нары в два яруса, сделанные из подручных материалов, но хорошо устроенные. Похоже, что помещение было большим, с двумя входами и двумя выходами. В таком бараке могло проживать до 60 человек! А вот, отапливалось оно, как говорит история, одной маленькой печкой - буржуйкой...

...Подходим к более менее уцелевшему домику. Это карцер. Видны решетки на окнах, несколько одиночных камер, примерно метр на метр, и одна комната побольше - дознавательская...

...Еще пара старых, заваленных барака, в которые даже заходить опасно! В одном из них, небольшом помещении, разваленная печь посередине… Есть оконные рамы, что говорит о том, что окна были застеклены. Морозы то северные - не шуточные!...

Подходим к КПП, где когда то проверяли документы. Он находится вровень с ограждением, и очень схож на тот, который сейчас есть в армии. Можно рассмотреть комнату отдыха для службы, бывшей в наряде, и комнату для бодрствующей смены, а также, две печки. Вот вам, и привилегии...

Еще один очень заброшенный домик, типа склада, но об этом можно только догадываться...

При переходе от барака к бараку, на тропинке встречается вросший в землю металлический предмет. Он очень похож на дышло...

Среди берез виднеется небольшой деревянный крест, поставленный современниками уже в 2000 году. Местами у бараков еще стоят изгороди, и сохранилась одна из вышек, правда без лестницы...

А теперь, пройдем по тропинке в сторону железной дороги, это тут, недалеко...

О, да это нетронутый участок дороги! Видно, как она искаверкана, но рельсы есть! Хорошо, что не все успели растащить!

На рельсах даже надпись просматривается!: “СССР, вьюга, сталь, Сталин, 1926 год”. Рядом - какой то вертикальный предмет с лебедками. Возможно, железнодорожный знак… Поодаль, вдоль узкоколейки видна стрелка, и еще какое то сооружение. Скорее всего, линейный домик стрелочника...

Если оглядеться вокруг, можно увидеть старые артефакты, в виде небольших фрагментов от старых автомобилей...

На этом можно было бы поставить точку, но хочется кое что добавить еще...

На Ямальской земле быстрыми темпами стал развиваться исторический туризм. Народное достояние, в коем когда то бурлила жизнь, 501 стройка, все больше стало привлекать внимание не только своих, но и иностранцев.

А это подталкивает к тому, что народное достояние должно сохраниться как можно дольше для следующих поколений. Поэтому, на общественных началах проектируется мемориал “Лагпункт у разъезда “Щучий.”

Возможно, в скором времени, на оставшиеся бараки, мосты и рельсы мы будем смотреть по другому... когда объект будет хорошо охраняем, и Мертвая дорога, наконец, оживет...

вечная память

Вечная память строителям Гулага!

На этом я страницу закрываю. Было ли вам интересно читать о 501 стройке, или нет? Можете выразить свою точку зрения по поводу изложенного! Комментируйте, ставьте оценки! С уважением, ваша Светлана.

Сделай репост – выиграй ноутбук!

Каждого 1 и 15 числа iBook.pro разыгрывает подарки.

  • Нажми на одну из кнопок соц. сетей
  • Получи персональный купон
  • Выиграй ноутбук LENOVO IdeaPad

Подробно: ibook.pro/konkurs

LENOVO IdeaPad Intel Core i5, 8ГБ DDR4, SSD, Windows 10

Нет комментариев

Добавить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение